Как всегда всё самое важное я записываю спустя большой промежуток времени. После прочтения отзывов об экскурсии в Звездный городок у меня всплыло много воспоминаний и впечатлений, которыми я хотела бы поделиться, да и просто записать для себя.
Экскурсия была от компании «Ретропоезд» и состояла из двух частей: путешествие на старинном паровозе и сама экскурсия по Звездному городку, а точнее по Центру Подготовки космонавтов.
Паровоз
Мы встали в тот день очень рано и отправились на Ярославский вокзал. Паровозы теперь могут отправляться только с этого вокзала, потому что, как рассказала нам экскурсовод, только на нем сохранилась колонка, подающая воду в паровоз. Мы подошли за 5 минут до отправления и уже все сидели по местам, так что полюбоваться паровозом перед отправлением не удалось. Вагоны меня несколько разочаровали. Это были советские вагоны, сделанные в те времена, когда красота и удобство уступили место надежности и массовости. Обилие металла, жесткие сиденья и жутких холод. Я была слишком наивна, когда надеялась увидеть вагоны, как на фото с сайта компании. Обычный сидячий вагон третьего класса, два ряда сидений были направлены по ходу движения, два против. По стенам были развешаны старомодные картинки с изображениями различных паровозов. Всё время до Звездного нам рассказывали истории про паровозы, как их конструировали.
В этой отрасли, как и в многих других, тоже была гонка. Многих инженеров репрессировали, перед остальными ставили задачи на грани возможного и жестоко наказывали, когда они допускали ошибки. Много времени уделили нашему паровозу – паровозу серии Л. Изначально этой серии было присвоено название П – «Победа», но позднее он был переименован в Л – Лебедянский – в честь конструктора. Это был единственный случай в истории паровозостроения, когда серию называли в честь конструктора. Это были одни из последних паровозов, далее их сменили тепловозы.
В вагонах сильно пахло какой-то копотью. В окнах мимо проплывали клубы пара и создавалось несколько романтическое настроение, вспоминались времена былой славы паровозов. А голос экскурсовода убаюкивал.
Мы не догадались взять с собой еды, а позавтракали совсем неплотно и всю экскурсию голодали. По дороге туда и обратно продавали чай и сладости, но стоили они недешево и были такими маленькими, что мы совсем не наелись. В последний день денег у нас оставалось по минимуму.
По приезду высадили нас даже не на станции, просто небольшая платформа, без всяких построек в лесу. Называется платформа Циолковская. Сразу ударил в нос густой хвойный запах. Тут нас приостановили, чтобы можно было сфотографироваться и чтобы показать шоу – старт паровоза! Зрелище очень эффектное. Свежевыкрашенный черной краской с гордой красной звездой паровоз издал громкий гудок, из огромной трубы вырвался черный столб дыма на несколько метров и эта огромная металлическая махина начала набирать скорость.
Сразу после этого нас встретил экскурсовод, и мы двинулись по узкой асфальтовой дороге в глубину леса. Ощущение спокойствия, сосредоточенности, торжественности. Здесь среди густого хвойного леса спрятано место, где в уединении от остального мира проходили и проходят подготовку все российские космонавты. Здесь тренировался первый отряд.
Экскурсовод – Олег Дмитриевич, если не ошибаюсь – заслуживает отдельного слова. С первого взгляда видна выправка, с первых слов – суровость, прямолинейность. Сразу видно, что это не просто человек, который водит зевак. Он не понаслышке знает о реалиях жизни космонавтов. Не знаю, был ли он когда-то в отряде космонавтов и какая его текущая должность. И, несмотря на эту его строгость и угрюмость, он как-то располагает к себе людей. Хотя и по ходу экскурсии у него иногда было пренебрежительное выражение лица, наверно в такие моменты он думал «Опять эти гражданские...гуляют тут...»
Не скажу, что охраны было много. Я помню только один КПП при входе на территорию центра подготовки. При входе нас пересчитали, разделили на две группы, вторая пошла уже с другим экскурсоводом. При этом нас попугали, чтобы мы не разбредались, ходили дружным строем и вообще вели себя смирно.
Дальше всё пошло второпях. Надо было уложиться к 14 или 15 часам, при этом побывать в нескольких зданиях. Поэтому некоторые интересные вещи мы посмотреть не смогли. Народа было довольно много, человек 30. Много детей и подростков. За экскурсию мы посетили планетарий, зал с макетом затопленной станции Мир, зал с Союзом, гидролабораторию, центрифугу, издалека показали макет МКС.
Планетарий
Началось всё с планетария. Перед входом в сам планетарий в небольшой приемной комнате на столах лежали древние и не очень модели пультов управления, на стенах видели различные карты и графики. Перед огромным глобусом диаметром метра полтора, лежащем на подставке в виде чаши, началась наша коротенькая лекция про звезды. При этом один ребенок периодически пытался незаметно покрутить этот глобус, а глобус в ответ громко шуршал о подставку.
Комната планетария неожиданно маленькая, ряд стульев вдоль стены, скрипучий пол, в центре странная конструкция, на вершине которой проектор. Оказалось, что странная конструкция предназначена для имитации кабины корабля. В ней при подготовке сидят космонавты и учатся ориентироваться по звездам на случай отказа автоматики. Внутри стоит пара кресел и рабочая копия пульта управления. Самое большое впечатление от планетария, что я посидела минуту в одном из этих кресел и побывала на месте космонавта. Проектор вероятно уже немолодой, как и всё в ЦП, свет звезд казался тускловатым. А сидячего места нам не нашлось, пока была экскурсия по небу, мы стояли и перемещались, ловили странные ощущения. Полная темнота и то ли ты плывешь, то ли звезды.
Космическая станция «Мир»
Затем двинулись в другое здание. Выглядит оно примерно как огромный гараж, с огромными стальными воротами высотой несколько метров и толщиной с полметра наверно. Внутри макет станции «Мир». Четыре модуля и спускаемый аппарат – один из прошлых союзов, наверно. В музее космонавтики мы видели один из модулей и даже заходили в него, поэтому неожиданности не было. Со стороны противоположной входу стояла небольшая сцена и множество стендов. Сюда приезжала делегация с Путиным в честь 50-летия полета Гагарина.
Много интересного было в зале с пилотируемыми кораблями. Там была небольшая выставка различных вещей, удовлетворяющих бытовым потребностям. Экскурсовод довольно подробно рассказал об устройстве орбитального туалета. Пропущу, пожалуй, все эти детали. Далее кресло и скафандр, в которых происходит приземление. Кресло делается специально под конкретного человека. Снимается что-то вроде слепка спины и соответственно вырезается материал, всё делается для того, чтобы тряска и давление на тело были минимальными. Скафандр показался каким-то маленьким. Он, кажется, делается тоже под человека, хотя не уверена, может, подгоняется всеми этими ремешками и защелками. После случая разгерметизации кабины все спуски производятся строго в скафандрах.
Далее чемоданчик на случай неудачного спуска: медикаменты, запас еды на 3 дня, пила в виде цепи, пистолет с несколькими патронами, в том числе сигнальными, рыболовные приспособления, свисток, фонарь, спички, если не ошибаюсь, еще сухой спирт и палатка. Стенд с едой. Ну тут всякие консервы в обычных жестяных банках: тушенка с гречкой и др., супы в тюбиках как от зубной пасты, крошечные буханочки в пакетиках, соки. Не сказать, что всё очень уж экзотичное. Раньше космонавты питались исключительно из тюбиков желеобразной массой, но после такого питания на земле у них случались проблемы с желудком. Поэтому сейчас еда на станции приближена к обычной, но при этом она обогащена питательными веществами, витаминами и минералами для укрепления скелета. Многое из этой еды можно было купить, но цены, конечно, космические.
Центрифура. Гидролаборатория. МКС
Центрифуга-18. Самая большая в мире, 18 метров плечо. Здесь экскурсовод включил нам фильм и отдыхал. Интересно, что в начале, когда центрифуга разгоняется, она забирает колоссальное количество электроэнергии, а когда останавливается, возвращает до 80% этой электроэнергии. Как нас пугал Олег Дмитриевич, во время ее работы в помещении создается такой сильный ветер, что человека размазало бы по стенам. Поэтому перед запуском очень тщательно перепроверяется наличие людей в зале. Эту центрифугу, как особенную, частенько арендуют и не только в целях подготовки космонавтов. Рассказывали, что в ней также испытывали какую-то продукцию.
Гидролаборатория впечатлила. Она создана для репетиций выхода в открытый космос и вообще работы в невесомости. Огромный бассейн, в который опускается какой-нибудь из модулей МКС. Когда мы там были – видели модуль Звезда. На тренировке космонавты облачаются в специальный скафандр с множеством кармашков во всех частях тела. В эти кармашки кладутся свинцовые пластинки, чтобы уравновесить выталкивание водой. Вес такого скафандра около 200кг, но вот с человеком или без, не могу сказать. В таком виде космонавту, конечно, тяжко приходится на суше даже стоять, не то что шевелиться. Поэтому его подцепляют на крюке за шиворот и так спускают в бассейн.
Потом бегом посмотрели МКС. В зале стояли несколько модулей, выглядело это похоже на Мир. Ничего особенного про эту часть экскурсии не расскажу. Фотоаппарат в тот день чудил и не позволил даже запечатлеть МКС. Когда возвращались, проходили мимо обсерватории.
В этот день на территории ЦП было безлюдно, мы не встретили никого кроме охранников в зданиях. По всей территории встречаются памятники и скульптуры, прославляющие космос, науку, разум. Хочется приехать туда еще раз, погулять по самому Звездному городку, посмотреть как живут космонавты. Ведь всех смыслах это должно быть очень необычный город.
Добавить комментарий