Звездный городок

Как всегда всё самое важное я записываю спустя большой промежуток времени. После прочтения отзывов об экскурсии в Звездный городок у меня всплыло много воспоминаний и впечатлений, которыми я хотела бы поделиться, да и просто записать для себя.

Экскурсия была от компании «Ретропоезд» и состояла из двух частей: путешествие на старинном паровозе и сама экскурсия по Звездному городку, а точнее по Центру Подготовки космонавтов.

Паровоз

Мы встали в тот день очень рано и отправились на Ярославский вокзал. Паровозы теперь могут отправляться только с этого вокзала, потому что, как рассказала нам экскурсовод, только на нем сохранилась колонка, подающая воду в паровоз. Мы подошли за 5 минут до отправления и уже все сидели по местам, так что полюбоваться паровозом перед отправлением не удалось. Вагоны меня несколько разочаровали. Это были советские вагоны, сделанные в те времена, когда красота и удобство уступили место надежности и массовости. Обилие металла, жесткие сиденья и жутких холод. Я была слишком наивна, когда надеялась увидеть вагоны, как на фото с сайта компании. Обычный сидячий вагон третьего класса, два ряда сидений были направлены по ходу движения, два против. По стенам были развешаны старомодные картинки с изображениями различных паровозов. Всё время до Звездного нам рассказывали истории про паровозы, как их конструировали.

В этой отрасли, как и в многих других, тоже была гонка. Многих инженеров репрессировали, перед остальными ставили задачи на грани возможного и жестоко наказывали, когда они допускали ошибки. Много времени уделили нашему паровозу – паровозу серии Л. Изначально этой серии было присвоено название П – «Победа», но позднее он был переименован в Л – Лебедянский – в честь конструктора. Это был единственный случай в истории паровозостроения, когда серию называли в честь конструктора. Это были одни из последних паровозов, далее их сменили тепловозы.

  

В вагонах сильно пахло какой-то копотью. В окнах мимо проплывали клубы пара и создавалось несколько романтическое настроение, вспоминались времена былой славы паровозов. А голос экскурсовода убаюкивал.

Мы не догадались взять с собой еды, а позавтракали совсем неплотно и всю экскурсию голодали. По дороге туда и обратно продавали чай и сладости, но стоили они недешево и были такими маленькими, что мы совсем не наелись. В последний день денег у нас оставалось по минимуму.

По приезду высадили нас даже не на станции, просто небольшая платформа, без всяких построек в лесу. Называется платформа Циолковская. Сразу ударил в нос густой хвойный запах. Тут нас приостановили, чтобы можно было сфотографироваться и чтобы показать шоу – старт паровоза! Зрелище очень эффектное. Свежевыкрашенный черной краской с гордой красной звездой паровоз издал громкий гудок, из огромной трубы вырвался черный столб дыма на несколько метров и эта огромная металлическая махина начала набирать скорость.

Сразу после этого нас встретил экскурсовод, и мы двинулись по узкой асфальтовой дороге в глубину леса. Ощущение спокойствия, сосредоточенности, торжественности. Здесь среди густого хвойного леса спрятано место, где в уединении от остального мира проходили и проходят подготовку все российские космонавты. Здесь тренировался первый отряд.

Экскурсовод – Олег Дмитриевич, если не ошибаюсь – заслуживает отдельного слова. С первого взгляда видна выправка, с первых слов – суровость, прямолинейность. Сразу видно, что это не просто человек, который водит зевак. Он не понаслышке знает о реалиях жизни космонавтов. Не знаю, был ли он когда-то в отряде космонавтов и какая его текущая должность. И, несмотря на эту его строгость и угрюмость, он как-то располагает к себе людей. Хотя и по ходу экскурсии у него иногда было пренебрежительное выражение лица, наверно в такие моменты он думал «Опять эти гражданские...гуляют тут...»

Не скажу, что охраны было много. Я помню только один КПП при входе на территорию центра подготовки. При входе нас пересчитали, разделили на две группы, вторая пошла уже с другим экскурсоводом. При этом нас попугали, чтобы мы не разбредались, ходили дружным строем и вообще вели себя смирно.

Дальше всё пошло второпях. Надо было уложиться к 14 или 15 часам, при этом побывать в нескольких зданиях. Поэтому некоторые интересные вещи мы посмотреть не смогли. Народа было довольно много, человек 30. Много детей и подростков. За экскурсию мы посетили планетарий, зал с макетом затопленной станции Мир, зал с Союзом, гидролабораторию, центрифугу, издалека показали макет МКС.

Планетарий

Началось всё с планетария. Перед входом в сам планетарий в небольшой приемной комнате на столах лежали древние и не очень модели пультов управления, на стенах видели различные карты и графики. Перед огромным глобусом диаметром метра полтора, лежащем на подставке в виде чаши, началась наша коротенькая лекция про звезды. При этом один ребенок периодически пытался незаметно покрутить этот глобус, а глобус в ответ громко шуршал о подставку.

 

Комната планетария неожиданно маленькая, ряд стульев вдоль стены, скрипучий пол, в центре странная конструкция, на вершине которой проектор. Оказалось, что странная конструкция предназначена для имитации кабины корабля. В ней при подготовке сидят космонавты и учатся ориентироваться по звездам на случай отказа автоматики. Внутри стоит пара кресел и рабочая копия пульта управления. Самое большое впечатление от планетария, что я посидела минуту в одном из этих кресел и побывала на месте космонавта. Проектор вероятно уже немолодой, как и всё в ЦП, свет звезд казался тускловатым. А сидячего места нам не нашлось, пока была экскурсия по небу, мы стояли и перемещались, ловили странные ощущения. Полная темнота и то ли ты плывешь, то ли звезды.

Космическая станция «Мир»

Затем двинулись в другое здание. Выглядит оно примерно как огромный гараж, с огромными стальными воротами высотой несколько метров и толщиной с полметра наверно. Внутри макет станции «Мир». Четыре модуля и спускаемый аппарат – один из прошлых союзов, наверно. В музее космонавтики мы видели один из модулей и даже заходили в него, поэтому неожиданности не было. Со стороны противоположной входу стояла небольшая сцена и множество стендов. Сюда приезжала делегация с Путиным в честь 50-летия полета Гагарина.

 

Много интересного было в зале с пилотируемыми кораблями. Там была небольшая выставка различных вещей, удовлетворяющих бытовым потребностям. Экскурсовод довольно подробно рассказал об устройстве орбитального туалета. Пропущу, пожалуй, все эти детали. Далее кресло и скафандр, в которых происходит приземление. Кресло делается специально под конкретного человека. Снимается что-то вроде слепка спины и соответственно вырезается материал, всё делается для того, чтобы тряска и давление на тело были минимальными. Скафандр показался каким-то маленьким. Он, кажется, делается тоже под человека, хотя не уверена, может, подгоняется всеми этими ремешками и защелками. После случая разгерметизации кабины все спуски производятся строго в скафандрах.

    

Далее чемоданчик на случай неудачного спуска: медикаменты, запас еды на 3 дня, пила в виде цепи, пистолет с несколькими патронами, в том числе сигнальными, рыболовные приспособления, свисток, фонарь, спички, если не ошибаюсь, еще сухой спирт и палатка. Стенд с едой. Ну тут всякие консервы в обычных жестяных банках: тушенка с гречкой и др., супы в тюбиках как от зубной пасты, крошечные буханочки в пакетиках, соки. Не сказать, что всё очень уж экзотичное. Раньше космонавты питались исключительно из тюбиков желеобразной массой, но после такого питания на земле у них случались проблемы с желудком. Поэтому сейчас еда на станции приближена к обычной, но при этом она обогащена питательными веществами, витаминами и минералами для укрепления скелета. Многое из этой еды можно было купить, но цены, конечно, космические.

Центрифура. Гидролаборатория. МКС

Центрифуга-18. Самая большая в мире, 18 метров плечо. Здесь экскурсовод включил нам фильм и отдыхал. Интересно, что в начале, когда центрифуга разгоняется, она забирает колоссальное количество электроэнергии, а когда останавливается, возвращает до 80% этой электроэнергии. Как нас пугал Олег Дмитриевич, во время ее работы в помещении создается такой сильный ветер, что человека размазало бы по стенам. Поэтому перед запуском очень тщательно перепроверяется наличие людей в зале. Эту центрифугу, как особенную, частенько арендуют и не только в целях подготовки космонавтов. Рассказывали, что в ней также испытывали какую-то продукцию.

 

Гидролаборатория впечатлила. Она создана для репетиций выхода в открытый космос и вообще работы в невесомости. Огромный бассейн, в который опускается какой-нибудь из модулей МКС. Когда мы там были – видели модуль Звезда. На тренировке космонавты облачаются в специальный скафандр с множеством кармашков во всех частях тела. В эти кармашки кладутся свинцовые пластинки, чтобы уравновесить выталкивание водой. Вес такого скафандра около 200кг, но вот с человеком или без, не могу сказать. В таком виде космонавту, конечно, тяжко приходится на суше даже стоять, не то что шевелиться. Поэтому его подцепляют на крюке за шиворот и так спускают в бассейн.

Потом бегом посмотрели МКС. В зале стояли несколько модулей, выглядело это похоже на Мир. Ничего особенного про эту часть экскурсии не расскажу. Фотоаппарат в тот день чудил и не позволил даже запечатлеть МКС. Когда возвращались, проходили мимо обсерватории.

В этот день на территории ЦП было безлюдно, мы не встретили никого кроме охранников в зданиях. По всей территории встречаются памятники и скульптуры, прославляющие космос, науку, разум. Хочется приехать туда еще раз, погулять по самому Звездному городку, посмотреть как живут космонавты. Ведь всех смыслах это должно быть очень необычный город.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *